Номинальная заработная плата

Номинальная и реальная заработная плата

Номинальная заработная плата

Заработная плата – важнейший элемент жизнеобеспечения большинства граждан. Для россиян она зачастую является единственным источником дохода. Но не все понимают разницу между количеством и качеством получаемых денег. Чтобы разобраться в этом, следует разобраться, что такое номинальная и реальная заработная плата, и как они взаимосвязаны друг с другом.

Номинальная заработная плата: понятие и расчет индекса

Номинальная заработная плата отображает количество полученных за выполненную работу денег. Она является количественным показателем. При расчете значения номинальной зарплаты учитываются следующие составляющие:

  • оплата за отработанное время, выполненную работу (в зависимости от формы оплаты труда);
  • доплаты за работу в ночное и сверхурочное время;
  • премиальные и стимулирующие выплаты;
  • компенсации;
  • больничные;
  • оплата отпуска.

Размер основной заработной платы или ставка (стоимость трудового дня, часа, положенные % от прибыли) указывается в трудовом договоре и приказе о приеме на работу. Ежемесячная сумма, получаемая на руки, и будет являться номинальной оплатой труда. Именно этот показатель используется органами статистики для сравнения уровня зарплат.

Чтобы определить количественный прирост оплаты труда, используется специальный показатель – индекс номинальной заработной платы. Для расчета применяют формулу:



Итоговое значение показывает, на сколько % увеличилась или уменьшилась заработная плата. Для наглядности приведем пример расчета.

45 000/35 000*100% = 128,57%

45 000/35 000*100% = 128,57%

40 000/45 000 = 88,89%

40 000/35 000 = 114,29%

Вывод: В 2016 году зарплата снизилась на 11,11% по сравнению с 2015 годом, зато выросла на 14,29% по сравнению с 2014 годом.

Но расчет этого показателя не позволяет качественно оценить уровень зарплат в разные годы. Для этого и используется понятие реальной заработной платы.

Реальная заработная плата: что это и для чего она нужна?

Размер реальной оплаты труда отображает объем товаров и услуг, которые можно купить на полученные в виде зарплаты деньги. Похожее определение дано в постановлении Госкомстата РФ №148 от 12 сентября 1995 года.

Такая разновидность заработной платы является качественным показателем. Она демонстрирует покупательную способность полученных от работодателя денег. Но руководитель организации нигде не отображает реальную заработную плату, поэтому расчет нужно производить самостоятельно. Для этого потребуются следующие показатели:

  1. ИНЗП;
  2. ИПЦ – индекс роста потребительских цен или темпы инфляции.

Формула для расчета будет такой:

Если в приведенном примере взять ИПЦ за 2015 год на уровне 110%, то по сравнению с предыдущим годом индекс реальной заработной платы будет равен:

ИРЗП = 128,57/110 х 100% = 116,88%.



Это говорит о том, что реальная заработная плата выросла лишь на 16,88%, а номинальная на 28,57%.

Для расчета уровня своего благосостояния по сравнению с предыдущим годом нужно брать не номинальные, а реальные заработные платы. Только так можно понять, стал ли человек получать больше фактически.

Зависимость между номинальной и реальной зарплатой

В налоговом и бухгалтерском учете понятий номинальной и реальной зарплаты нет. Они используются в общеэкономических и статистических целях. Сравнение показателей может заинтересовать и обычного человека, ведь номинальная и реальная заработная плата – это важные критерии оценки уровня и роста/снижения оплаты труда. Главное отличие между ними в том, что реальная величина рассчитывается с учетом инфляции, а номинальная нет. Значения этих показателей тесно связаны. Между ними может устанавливаться следующая зависимость:

  1. Прямая. Она характерна для ситуации, когда размер номинальной зарплаты растет быстрее, чем индекс роста потребительских цен. Например, оплата труда за год выросла на 15%, а темп инфляции за этот период равен 5%. Тогда реальная зарплата возрастет на 9,52% (115/105*100% = 109,52%). Это позволит гражданину в текущем году приобрести на 9,52% товаров и услуг больше, чем в предыдущем.
  2. Обратная. Отражает ситуацию, когда номинальная заработная плата растет медленнее темпов инфляции. Например, зарплата за год выросла на 20%, а инфляция увеличилась на 25%. В этом случае реальная оплата труда уменьшится на 4% (120/125*100% = 96%). Даже несмотря на рост количественного показателя зарплаты, человек сможет купить товаров и услуг меньше, чем в предыдущем году, что сигнализирует о снижении уровня жизни.


Номинальную и реальную зарплаты используют и для получения статистических показателей. Формулы для их расчетов применяют не только на государственном, но и на международном уровне. Полученные результаты предоставляют государства, являющиеся членами Евразийского экономического союза, для сравнения уровня жизни населения разных стран.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Разъяснен порядок подачи заявлений в налоговую по Интернету

Разъяснен порядок подачи заявлений в налоговую по Интернету Приказом от 7 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/[email protected] ФНС России определила порядок подачи заявлений, уведомлений и запросов для целей учета в электронном виде.

Разрешить голосовать на выборах предлагают с 16 лет

Разрешить голосовать на выборах предлагают с 16 лет Избирательный возраст предложили снизить до 16 лет. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Как отмечено в пояснительной записке, целью законопроекта является вовлечение в избирательный процесс молодежи, повышение явки на выборах, а также «демайданизация» и «деболотизация» молодежи, то есть предоставление им реальных механизмов формирования властных институтов.

Разрешение на строительство не дадут, если в проекте не учтены интересы инвалидов

Разрешение на строительство не дадут, если в проекте не учтены интересы инвалидов Об этом Минстрой России напомнил в разъяснениях принятых в ноябре изменений в Градостроительный кодекс.

Разработаны формы представления сведений о членах СРО арбитражных управляющих

Разработаны формы представления сведений о членах СРО арбитражных управляющих В соответствии со статьей 85 НК РФ уполномоченные ведомства должны представлять в налоговые органы сведения о работе арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных – членах СРО.

Разработаны санитарно-эпидемиологические требования к торговым объектам и рынкам

Разработаны санитарно-эпидемиологические требования к торговым объектам и рынкам Разработан проект постановления Главного государственного санитарного врача РФ, которым будут утверждены санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования к торговым объектам и рынкам, реализующим пищевую продукцию». Санитарные правила подлежат применению для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с реализацией пищевой продукции населению через торговые объекты и рынки.

Разработаны рекомендации по установлению умысла налогоплательщика на неуплату налогов

Разработаны рекомендации по установлению умысла налогоплательщика на неуплату налогов ФНС направила для использования в работе разработанные совместно с СК РФ методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов). Согласно пункту 4 статьи 122 НК РФ умышленная неуплата или неполная уплата налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). В связи с этим налоговым и следственным органам рекомендовано учитывать, что неуплата или неполная уплата сумм налога может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные.

Разработана форма уведомления о земельном участке, для которого применяется вычет

Разработана форма уведомления о земельном участке, для которого применяется вычет ФНС в письме от 11 января 2018 г. № БС-4-21/[email protected] направила рекомендуемую форму уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется вычет по земельному налогу.

Разработана форма сообщения о нарушении сроков подачи заявления на патент

Разработана форма сообщения о нарушении сроков подачи заявления на патент ФНС России письмом от 10 октября 2017 г. №СД-4-3/[email protected] направила форму сообщения о нарушении сроков подачи заявления на получение патента.

Разработана форма решения о признании безнадежной к взысканию недоимки по взносам «на травматизм&raquo

Разработана форма решения о признании безнадежной к взысканию недоимки по взносам «на травматизм» Минтруд России разработал проект приказа об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ и задолженности по пеням и штрафам (взносы на травматизм). В форме решения необходимо указывать следующую информацию: наименование организации, ФИО индивидуального предпринимателя; КБК, сумма недоимки, пений и штрафов; основание для признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по взносам; конкретный документ для признания безнадежными к взысканию сумм недоимок.

Разработана стратегия повышения финансовой грамотности населения

Разработана стратегия повышения финансовой грамотности населения Подготовлен проект распоряжения Правительства РФ «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.». Проект определяет, что цель стратегии – это создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

Разработана новая форма декларации по НДПИ

Разработана новая форма декларации по НДПИ ФНС России разработала проект приказа об утверждении новой формы налоговой деклараций и порядка ее заполнения по налогу на добычу полезных ископаемых, сообщает ]]> пресс-служба ведомства ]]> . Документ вступит в силу с 1 января 2015 года.

Разработана методика проведения экспертизы онлайн-касс

Разработана методика проведения экспертизы онлайн-касс ФНС 10 августа 2016 года презентовала личный кабинет для онлайн-касс. На презентацию пришли руководители компаний-производителей контрольно-кассовой техники, поставщики программного обеспечения, эксперты и предприниматели, сообщает пресс-служба налогового ведомства.

Разработана «Программа возмещения» для льготного кредитования МСП

Разработана «Программа возмещения» для льготного кредитования МСП Поддержка льготного кредитования малого бизнеса будет обеспечена до того момента, как Банк России примет решение о расширении и выделении дополнительных лимитов для «Программы 6,5». Об этом сообщил глава Минэкономразвития Максим Орешкин в ходе рабочего визита в Новгородскую область.

Разработан формат представления документа о приемке матценностей

Разработан формат представления документа о приемке матценностей Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое проводит налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Разработан регламент по контролю за организацией азартных игр

Разработан регламент по контролю за организацией азартных игр Минфин разработал и представил к общественному обсуждению на Федеральном портале проектов нормативных актов проект приказа, которым будет утвержден регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Разработан проект стратегии развития МСП до 2030 года

Разработан проект стратегии развития МСП до 2030 года Минэкономразвития разработало проект стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.

Разработан порядок представления расчета экосбора в электронной форме

Разработан порядок представления расчета экосбора в электронной форме Росприроднадзор разработал проект приказа, которым будет утвержден формат, структура и порядок подтверждения принятия и представления расчёта экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета в электронной форме.

Разработан порядок передачи сведений из системы «Платон» налоговым органам

Разработан порядок передачи сведений из системы «Платон» налоговым органам Минтранс России разработал проект приказа об утверждении порядка предоставления налоговым органам сведений из реестра системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения «Платон». Проект документа подготовлен во исполнение пункта 2 статьи 362 НК РФ, в соответствии с которым сведения из реестра предоставляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля.

Разработан порядок заключения соглашения о ценообразовании для внешнеторговой сделки

Разработан порядок заключения соглашения о ценообразовании для внешнеторговой сделки Минфин разработал проект приказа, которым будет утвержден Порядок заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа такого иностранного государства.

Разработан перечень правовых актов, соблюдение которых оценивают налоговики при проверках

Разработан перечень правовых актов, соблюдение которых оценивают налоговики при проверках ФНС России подготовила проект приказа об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора). Документ разработан в целях реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. №559-р. В соответствии с проектом приказа утверждены перечни правовых актов по следующим направлениям: лицензионный контроль за деятельностью по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции (Приложение №1); контроль за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (Приложение №2); госнадзор за проведением лотерей (Приложение №3); мероприятия при осуществлении налогового контроля (Приложение №6) мероприятия при осуществлении валютного контроля (Приложение №7) контроль за применением ККТ и по учету выручки у организаци и ИП, и ряд других.

Разработан новый порядок противопожарного инструктажа сотрудников организаций

Разработан новый порядок противопожарного инструктажа сотрудников организаций На федеральном портале проектов НПА опубликован разработанный МЧС проект приказа, которым планируется утвердить новый порядок обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях.

Разработан новый порядок проведения совместной сверки расчетов

Разработан новый порядок проведения совместной сверки расчетов ФНС России разработала проект приказа, которым будет утвержден новый порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам; порядок передачи акта совместной сверки в электронной форме; форма и формат акта; а также форма и формат заявления о предоставлении акта совместной сверки расчетов.

Разработан законопроект, устанавливающий особенности применения кадастровой стоимости

Разработан законопроект, устанавливающий особенности применения кадастровой стоимости Появился текст правительственного законопроекта, которым предусмотрена возможность применения оспоренной кадастровой стоимости земельного участка за прошлые периоды.

Разрабатывается механизм для погашения кредитов крымчан, взятых в украинских банках

Разрабатывается механизм для погашения кредитов крымчан, взятых в украинских банках Комитет по финансовому рынку работает над законопроектом № 955915-6 «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в отдельные законодательные акты», сообщает пресс-служба ]]> Госдумы ]]> . Проект предполагает создать правовые основы для погашения и внесудебного урегулирования задолженности заемщиков – граждан России, проживающих на территории Крыма, перед украинскими банками.